?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деградация лидера

Nokia 01

Интересная статья "То, чего еще никто не писал про Нокиа, Элопа и горящую платформу" о практике ведения дел в компании Nokia до альянса с Microsoft: http://habrahabr.ru/post/171325/ . Было удивительно найти такую статью на этом ресурсе, так хорошо описаны те причины, и та логика, по которой происходит деградация организаций. Во многих деталях рассказано, как из успешного лидера рынка компания превращается в неповоротливого монстра, неспособного к правильным шагам и адекватному восприятию действительности. Сразу скажу, что я симпатизирую Nokia и её продукции, а представленный материал - пища для размышления, хороший бизнес-кейс. И употребляя слово "деградация" я не вкладываю в него негативный смысл. Согласно словарям, деградация - процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, упадок, т.е. объективная реальность. Это не кризис, т.к. кризис - это этап развития. Nokia пришла к упадку, а многие считают, что она там и сейчас находится без перспектив на лучшую долю. Я не буду делать прогнозы на будущее, я предлагаю Вам некоторые свои соображения по поводу минувшего.

Во-первых, компания Nokia пришла в упадок прежде всего из-за организационных проблем.
Не из-за финансовых затруднений - денег у них было более чем достаточно! Не из-за падения спроса - с этим всё было в порядке. Не из-за недостатка технических талантов - финские инженеры заслуживают высокой оценки. А система принятия решений, неупорядоченные совещания, неотлаженные бизнес-процессы, странная, мягко говоря, аутсорсинговая модель в совокупности явились причинами упадка.



"Непонятно, зачем создавать виртуальные команды с кучей девелоперов, живущих в разных временных зонах и т.д. если на их координацию в итоге уходит просто неразумное количество денег и времени?"


- один из примеров неподобающей организации работ. Фрагментация бизнеса тоже относится к организационным проблемам. Часто бизнес-аналитиками называют это явление "независимыми островами" или упоминаются стены, воображаемые или реальные, между подразделениями. Принципы, по которым формировался управленческий состав организации, тоже лежат в организационной плоскости и требовали своего пересмотра, т.к. эти принципы напрямую вели к плохому управлению. А в сложившейся системе никакого другого управления, кроме плохого, быть и не могло. Здесь одно соответствует другому. Плохой менеджмент не видит и не хочет видеть, что система плоха и старается её сохранить, потому что только в ней может продолжать своё существование. Однако и система, включая подходы к расстановке кадров, генерирует плохой менеджмент. Следствием будет излишняя забюрократизованность в принятии решений, когда или принятие решения откладывается до самого последнего момента, или принимается по принципу - "всем сестрам по серьгам". Также в результате произошла потеря понимания, какую ценность своим клиентам предлагает компания и как она её создаёт; разбазаривание денег на всё, что угодно от поглощения других компаний до авиабилетов. Так, по словам Ричарда Коха, складывается ситуация, когда менеджмент уничтожает больше ценности, чем создаёт.

Во-вторых, были упущено время для начала преобразований. На мой взгляд, Nokia пропустила два явных "звоночка", сигнализирующие о необходимости перемен. Оба "звоночка" касались продуктовой линейки. Первый прозвучал где-то в начале 2005-го года, когда вышла тонкая раскладушка Motorola RAZR. Мода на тонкие аппараты была проигнорирована финской компанией. Второй "звоночек" был намного серьезней. Это был выход первого iPhone. Тут комментарии излишни. Пожалуй, все в курсе, какой мощный тренд в развитии смартфонов был задан компанией Apple. Осознание, что в отрасли началась новая эпоха, пришло позднее, но задержка обошлась дорого.

В-третьих, неправильное проведение изменений, что является следствием плохого менеджмента. Нельзя сказать, чтобы вообще никто не задумывался об изменениях. Иначе бы даже Agile не появился. Однако и здесь ситуация вышла из под контроля. Agile - хорошая методология, которая имеет свои особенности, свои ограничения и, как и любая другая методология, должна быть адаптирована к условиям реальной организации. Работы по внедрению методологии в работу компании должны быть организованы, должны быть согласованы с другими работами по улучшениям. Само по себе использование любой из методологий ничего не даст, или приведет к субоптимизации в компании. В Nokia был проигнорированы главные принципы управления изменениями - необходимы четкие цели изменений, согласованность целей по улучшению всех значимых аспектов бизнеса, вмененная персональная ответственность за достижение этой цели. Всегда проблематично хвататься за какой-либо инструмент или методологию, отдельные решения - не панацея. И, конечно, не могли не внести свои пять копеек так называемые "консультанты".




"...было сделано много и «переоптимизаций», которые откинули организацию назад. Как правило это делалось мальчиками-новоделами с двухгодичной свежести дипломами MBA в кармане, которые тупо переводили все что можно было перевести на субподряд в Румынию и Индию, с соответствующими последствиями."


Бюрократизм, ошибки в стимулировании персонала, потеря обратной связи с клиентом, отсутствие видения рынка, невостребованность изменений в оргструктурах, управлении, практике принятия решений, наложенные на некоторые особенности национальной культуры, привели компанию на край пропасти. Причем это мировой бренд; компания, которая не раз в своей истории проводила глубокие перемены; компания с признанным успехом, с хорошими финансовыми доходами за долгий период времени. Вот уж точно, что большие компании погибают не от голода, а от несварения желудка.

Изменения произошли быстро и жестко. Конечно, Nokia ещё повезло, что выпущенный Microsoft мобильный телефон Kin провалился в продаже. По этой причине компании Гейтса срочно понадобился производитель "железа" для своей ОС, но все другие игроки на рынке уже связались с Андроидом. Nokia, теряющая свои позиции на рынке, согласилась на альянс и новая метла замела по-новому! Никто не сомневается, что преобразования Элопа проводятся с учётом интересов нового партнёра и имеют свою логику. И в эту логику сохранение должностей за бывшими руководителями не входило. Возможно, "с водой выплеснули и ребенка", но и весь "табун менеджеров" был выставлен за ворота.



"Реструктуризация Nokia повлекла обилие непопулярных мер: увольнение пятой части служащих, закрытие заводов и научно-исследовательских площадок с аутсорсингом в Азию, продажу активов вроде Vertu и Qt",


- утверждал портал "Сотовик" здесь:  http://www.sotovik.ru/news/articles/nokia-investors-vs-steven-elop.html

У бывших руководителей было время подумать и ресурсы, чтобы осуществить любые перемены. Они этого не сделали, не захотели или не смогли - за бездействие пришлось заплатить. Какие-либо другие альтернативы их увольнению были маловероятны. Подтвердилось высказывание Д. Уэлча: "Если вы не начнете перемены, то их начнут другие". А организация, понесшая серьезный урон, начала с чистого листа. Сейчас Nokia не входит в пятерку лидеров- производителей смартфонов - самого высокомаржинального сегмента рынка. Новая команда менеджеров выправляет ситуацию (см. http://www.sotovik.ru/news/nokia-vikarabkalas-iz-propasti_full.html), но теперь вместо лидеров они догоняющие. Пример с Nokia, говоря математическим языком - пример "от противного". Реализовался один из неблагоприятных сценариев. Конечно, этого сценария можно было избежать. Сейчас есть проработанные подходы, как без ошибок начать перемены и взять под свой полный контроль необходимые изменения в организации.

И в заключении. Неудивительно, что автор статьи "То, чего еще никто не писал про Нокиа, Элопа и горящую платформу" не подписался. Несмотря на то, что он описывает "дела ушедших дней" и вообще не затрагивает ситуацию на текущий момент, но демонстрировать подобную глубокую осведомленность и понимание весьма чревато неблагоприятными последствиями. Хотя после такой статьи можно было бы претендовать на занятие должности зам.директора по организационному развитию, как минимум. Но так чаще происходит негативный отбор новых людей в компании, то лучше быть осмотрительным. По этой же причине, как я понимаю, на полках книжных магазинов нет книг по теме "Как не надо управлять бизнесом". Вот как правильно руководить, учитывать то да сё, стимулировать и быть лидером - литературы много, а как делались дела в Леман Бразерс, как мошенники завладели Энроном, как Дженерал Моторс дошел до банкротства ничего и не найдешь. Может в бизнес-школах преподают, как не надо управлять? Напишите, пожалуйста. Также буду благодарен, если Вы мне будете присылать ссылки на подобные материалы.

Успехов Вам во всех Ваших начинаниях!


bsc-online.ru



Tags

Profile

семинары, bsc, консалтинг, Александр Салецков, целеполагание
saletskov
Александр Салецков
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner